Психотерапевт Наталья Владимировна Карягина 8(926) 832 - 80 - 83

Главная - Статьи о психологической помощи и психологические статьи об отношениях. - Привязанность, травма, стили воспитания для курсов ЦРМК

Второй блок курсов повышения квалификации ЦРМК

 

 

1.    ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА.

 

1. НАДЕЖНАЯ привязанность.  Дети четко демонстрируют проявления привязанности как после первого, так и после повторного разлучения с матерью. Они зовут мать, следуют за ней, ищут ее, - порой довольно продолжительное время. Потом плачут и явно испытывают стресс. На возвращение матери они реагируют радостью, протягивают к ней руки, хотят, чтобы их утешали, ищут телесного контакта, но вскоре снова успокаиваются и возвращаются к игре.

 

2. НЕНАДЕЖНАЯ привязанность и избегающее поведение.  Эти дети реагируют на расставание лишь небольшим протестом и не проявляют явного проявления поведения привязанности. Как правило, они остаются на своем месте, продолжают играть, пусть даже и с меньшим любопытством или упорством. Иногда можно заметить, что они следят глазами за матерью, когда она выходит из помещения, то есть действительно замечают, когда мать отлучилась. На возвращение матери они реагируют скорее отвержением, и не хотят, чтобы их брали на руки и утешали. Как правило, интенсивного телесного контакта в этом случае не бывает.

 

3. АМБИВАЛЕНТНАЯ (ДВОЙСТВЕННАЯ) привязанность, вариант ненадежной.  Эти дети после расставания с матерью испытывают сильнейший стресс и горько плачут. Когда мать возвращается, ей никак не удается их успокоить. Как правило, требуется много времени, чтобы эти дети вновь обрели состояние эмоциональной стабильности. Когда матери берут их на руки, они выражают желание телесного контакта и близости и одновременно ведут себя агрессивно по отношению к матери (дрыгают ногами, дерутся, толкаются или отворачиваются).

 

4. ДЕЗОРГАНИЗОВАННАЯ привязанность, вариант ненадежной. Стратегии поведения таких детей непостоянны. Например, дети бегут к матери, на полпути останавливаются и убегают, увеличивая расстояние до нее. Их жесты могут застывать на полпути, как будто «замерзать». Кроме того, наблюдаются стереотипные модели поведения и движений. Наблюдается у детей тех родителей, которые привносили в отношения с ребенком собственный непроработанный травматический опыт потерь, разлук, злоупотреблений и насилия, также при жестоком обращении с ребенком, а также как следствие стрессов во время беременности, недоношенности или родовых травм и  постнатальных болезней.

Такое поведение возникает в 80% случаев после пренебрежения, насилия или жестокого обращения с ребенком даже при благоприятном раннем периоде развития.

 

Дети с различными видами привязанности отличаются по своему поведению на протяжении взросления и в течение всей жизни далее.

Уже в детсадовском возрасте дети с надежной привязанностью чаще находят социально приемлемые способы решения в конфликтных ситуациях. На шестом году жизни они реагируют на предъявленные картинки, на которых изображены сцены с расставанием, выдвигая предположения по разрешению ситуации, основанные на привязанности.

 

Дети, избегающие привязанности, напротив, не говорят о своих эмоциях и переживаниях, важных для привязанности, или их настолько захватывают чувства, что им трудно бывает находить соответствующие решения для ситуаций расставания на картинках.

 

 

В ряде исследований была доказана прямая зависимость между типом привязанности в младенчестве и характером общения со сверстниками в старших возрастах (дошкольном, младшем школьном, подростковом). Дети с надежной привязанностью умели более эффективно взаимодействовать со сверстниками, пользовались большей симпатией с их стороны, они имели больше близких друзей и устанавливали с ними более теплые и близкие контакты, значительно реже вступали в конфликты со сверстниками и были более конструктивны в их разрешении.

 

Объяснением этого может служить следующее. Ребенок с надежной привязанностью, относясь с доверием к окружающим людям, постоянно вступает с ними в общение, в то время как ребенок с ненадежной привязанностью, испытывая тревогу и страх, избегает контактов. В результате первый имеет значительно более широкий и разнообразный опыт общения, оказывается гораздо более умелым, искусным во взаимоотношениях с людьми.

 

В других исследованиях изучалась связь между типом привязанности в младенчестве и наличием проблем в поведении у младших школьников. Экспериментальные данные показали, что поведение детей, имевших в младенчестве надежную привязанность, было в основном благополучным, в то время как у детей с надежной привязанностью часто отмечались нарушения поведения, неумение придерживаться принятых в школе правил и требований.

 

Значение теплоты эмоционального контакта подчеркивают английские исследователи М.Прингл и В.Бейслоу. Они анализировали особенности психического развития и школьной успеваемости детей из учреждений закрытого типа в возрасте 8-ми, 11-ти и 14-ти лет. В целом их данные подтверждают результаты многих других исследователей: дети сильно отставали в учении, имели серьезные эмоциональные нарушения. Интересно, однако, что при этом часть воспитанников (около 30%) по уровню своего психического развития не отличались от своих сверстников из нормальных семей. Когда М.Прингл и В.Бейслоу проанализировали причины этого, они обнаружили, что все хорошо развитые и хорошо приспособленные дети, несмотря на длительное пребывание в детском учреждении, были кем-то любимы, кем-то ценились, имели к кому-то, кроме работников интерната, отношение (родители, родственники, опекуны). Те же, кто характеризовался отставанием в психическом развитии и плохой приспособленностью, с самого раннего детства не имели устойчивых эмоциональных связей с другими людьми. Авторы приходят к выводу, что сама по себе физическая сепарация от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям психического развития — все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в опыте ребенка.

 

 

Есть также ряд исследований, в которых обнаружено, что если качество заботы со стороны матери улучшалось с течением времени, то дети с изначально ненадежной привязанностью в школьном возрасте демонстрировали меньшие масштабы внешней поведенческой активности, чем дети с такой же ненадежной привязанностью, у которых качество заботы оставалось прежним или даже ухудшалось.

 

2.    НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ.

1. Отсутствие поведенческих признаков привязанности.

Дети не проявляют никаких признаков привязанности и даже в ситуации однозначной опасности не обращаются к значимому лицу. Они не реагируют протестом на расставание. Не выделют никого из группы взрослых, не отдают предпочтения. Поведение таких детей напоминает аутизм, но у них нет типичных для аутизма характеристик, как избегание телесного контакта, стереотипные формы поведения и задержка речевого развития. Человека, который бы имел особое значение, для таких детей нет.

 

2. Недифференцированность в проявлении привязанности.

Такие дети ведут себя приветливо по отношению ко всем взрослым, обращаются за утешением к любому, кто оказался рядом, без разбору. Правда, если взрослый пытается утешить такого ребенка, это редко удается в том смысле, чтобы дети действительно позволили себя успокоить и занялись игрой.

Другой вариант – крайняя безбоязненность, в результате которой дети часто получают травмы и попадают в ситуацию нечастных случаев. Но, несмотря на это, они продолжают свое рискованное поведение, не чувствуя опасностей мира.

 

3. Чрезмерность в проявлении привязанности

 

 

Это дети с крайней степенью цепляния, они спокойны только при абсолютной близости к значимому взрослому. Они реагируют преувеличенно тревожно на новых людей, «просятся на ручки» даже в школьном возрасте. На расставание они реагируют бурной паникой, исследовательский интерес как будто отсутствует. Случается такое расстройство у детей матерей с тревожными расстройствами с сильнейшим страхом потерь. Только в знакомой обстановке дома они не испытывают страха и тревоги, посещать детские учреждения обычно не могут.

 

4.  Робкое поведение привязанности

Этим детям как будто трудно выразить свою привязанность. Приказы взрослого они выполняют сразу же и без протеста, но эмоциональная составляющая контакта обеднена. В отсутствие значимого взрослого они более свободно и открыто выражают свои чувства в общении с посторонними. Обычно это дети, которым причинялись серьезные телесные повреждения, из семей, где стиль воспитания основан только на силе и угрозе ее применения.

 

5. Агрессивность в проявлении привязанности.

Отношения привязанности строятся на основе физической или вербальной агрессии. Хотя эти дети устанавливают первый контакт необычным способом, они могут быстро успокоиться как только привязанность начнет развиваться. К сожалению, обычно на их агрессию люди реагируют отвержением.

Их страх, что привязанность со стороны другого не возникнет, вызывает у них злость, и именно ее они воинственно демострируют.

 

6. Привязанность с инверсией (переменой) ролей.

В этом случае взрослый и ребенок как будто меняются местами: ребенок предстает чрезмерно заботливым, берет на себя ответственность за взрослого. Из-за выполнения этой задачи ребенок не интересуется тем, что ему положено по возрасту, откладывает изучение окружающего мира и реагирует на сигналы взрослого, которому нужна помощь. Ребенок проявляет необыкновенную чуткость к значимому взрослому, порой даже «шпионит» за ним. Такие дети реально боятся потерять важного человека из-за уже случившейся потери из-за разводов, смертей, суицидов, госпитализаций или тюремных заключений одного из

родителей.

 

7. Нарушение привязанности с болезненными влечениями.

Если ранний опыт нечуткого отношения к ребенку вызывал у младенца сильный стресс, могут выработаться формы нарушений, напоминающие манию. Например, если на любой стресс и потребность ребенку предлагали еду, то временное успокоение наступало, но истинная потребность не была удовлетворена. Поэтому ребенок снова подает сигналы, а получает опять еду. Он набирает вес и вырабатывает структуру пищевой зависимости. Зависимое поведение с годами может приобретать вид не только зависимости от еды, но и потребности в бесцельной деятельности. игромании, трудоголизме, зависимых отношениях, алкоголизме, наркомании. Суррогат в виде болезненной страсти, заменяющей чуткого человека, к которому можно было бы привязаться и который регулировал бы напряжение возбужденной системы привязанности, может меняться и находить все новые и новые формы.

 

8. Психосоматическая симптоматика

Из-за эмоциональной запущенности может произойти задержка роста и развития, нарушение сна, нарушение пищевого поведения.

 

 

Третий теоретический блок курсов повышения квалификации ЦРМК

 

Тема: Травма.

 

Отличительная особенность детей-сирот заключается в том, что практически все дети пережили психологическую травму. В жизни детей, которые остались без попечения родителей происходили травматические события двух типов:

 

1. Травма развития и шоковая травма. Последствия жестокого обращения в семье. Многие дети переживали или оказывались свидетелями насилия, противоправных действий, приема наркотиков или хронической алкоголизации. Таких детей в детских домах большинство, есть даже такой термин «социальное сиротство». В их жизни были ситуации как острые и шокирующие, так и хронические ситуации, в которых потребности, права и интересы детей регулярно игнорировались или, хуже того, подпадали под осуждение и прерывание. В результате таких влияний окружающего мира у детей складывается очень специфическое переживание своего «я» и другого человека. Переживание заботы обычно сопровождается переживанием себя как любимого и другого как любящего. Однако если вместо заботы и любви в опыте ребенка накапливается безразличие и агрессия со стороны взрослого, возникает переживание себя как плохого, а другого как несущего с собой опасность, непредсказуемого. Часто такое переживание сопровождается переживанием беспомощности, ведь ребенок в большинстве ситуаций никак не может повлиять на отношение к себе со стороны взрослого, что бы он ни делал, хорошее или плохое.

 

2. Утрата родителей. Многим детям, которых забрали из семьи, невозможно объяснить причины изъятия. Часто они воспринимают как ужас не ту жизнь, которая была в кровной семье, а ту, которая началась после изъятия из семьи. Они обвиняют соц.работников, сотрудников опеки, воспитателей детского дома,  многих других и себя в том числе, что их мир рухнул. Те дети, которые испытали на себе жестокое обращение в семье, подвергаются еще одной травме. При изъятии из семьи, они утрачивают своих родителей. И это переживается ими как травма.

Если мы говорим про оставшееся меньшинство детей, первые годы которых прошли благополучно, а затем, вследствие болезни или несчастного случая, они потеряли обоих или единственного родителя, речь также идет о травме утраты. Представление о том, что ребенок маленький, и он не понимает того, что с ним произошло, является опасным заблуждением. На секунду вспомните детство и свою маму. Вспомните, какое значение тогда она имела для вас, это будет легче сделать, если вы обратитесь в памяти к эпизоду, когда вы вдруг остались без нее (отдых, больница или что-то еще). Как вы переживали разлуку, что чувствовали, когда она уходила? Что вам хотелось в тот момент? Что вы переживали, когда снова увидели маму? И, если вам удалось погрузиться в воспоминания, то возможно, они дадут вам ключ к ответам на вопросы, почему ребенок, которого со всей очевидностью необходимо забрать из семьи и который там натерпелся всякого, совершенно к этому не стремится и считает свою маму хорошей и продолжает ее любить, несмотря ни на что.

Ребенок, чье детство было благополучным, тяжело переживает физическую утрату родителей. Парадоксальным, на первый взгляд, является тот факт, что его переживание утраты может носить не столь длительный и тяжелый характер. Это может быть объяснимо тем фактом, что за годы теплого эмоционального контакта с родителями у ребенка успел сложиться позитивный внутренний объект, образ взрослого, который помогает обрести опору в жизни.

 

Но проживание утраты или работа горя проходит в обоих случаях, так как речь идет о разлуке с родителями.

 

Проживание утраты проходит несколько стадий. И если в начале переживания утраты человек постоянно обнаруживает опустевшее место, которое раньше занимал утраченный близкий, то в конце процесса горевания остается светлая память, теплая грусть и готовность двигаться дальше, сохраняя в памяти объект утраты без острой боли и надлома.

Но прежде чем прийти к такому результату, предстоит долгий путь, который состоит из нескольких этапов. Их длительность зависит от многих факторов: от того, сколько поддержки есть у ребенка и насколько благополучна его текущая ситуация (оказался ли он в приемной семье или в приюте), от его индивидуальных особенностей, от давности произошедшего, субъективного переживания своей силы и уверенности в себе. Известно только одно – процесс переживания утраты нельзя поторопить, на это нет власти ни у взрослого, стремящегося как можно быстрее помочь ребенку (ведь так тяжело видеть страдания ребенка), ни у  самого ребенка. Самое важное – быть рядом, понимать процессы, происходящие с ребенком, оказывать поддержку и не торопить, то есть, задавая вопрос, не обижаться, если он не отвечает, слушать, не перебивая словами утешения, а предоставляя возможность выговориться и поделиться с вами своей болью.

Этапы горевания (пять стадий по Кюблер-Росс):

Имя доктора Элизабет Кюблер-Росс на слуху благодаря ее работе над темами смерти и умирания, оказавшей значительное влияние на современную медицину. В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя в своей книге «О смерти и умирании», которые соответствуют нормальным чувствам человека, когда они имеют дело с изменениями, как в личной жизни, так и на работе. Видите ли, все изменения несут потери в какой-либо степени. Поэтому пятиступенчатую модель очень полезно использовать, чтобы понять реакцию людей на изменения.

1.    Отрицание

2.    Злость

3.    Торг

4.    Депрессия

5.    Принятие

Когда Кюблер-Росс описывала эти стадии, она очень точно объяснила, что все это нормальные реакции человека на трагические новости. Она назвала их защитным механизмом. И именно их мы переживаем, когда пытаемся справиться с изменениями. Мы не переживаем эти стадии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Это было бы слишком просто! Происходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды и могут сменять друг друга или существовать одновременно. Это будет идеальным думать, что все мы достигнем стадии «Принятие» со всеми изменениями, с которыми нам предстоит столкнуться, но часто бывает, что некоторые люди зацикливаются на одной из стадий и не могут двигаться дальше.
 Давайте рассмотрим поведение человека на каждой из пяти стадий.

 

 

1.    Шок или отрицание

Первая фаза горевания связана с отказом принять факт потери, неверие в то, что картина мира изменилась. Человек как будто говорит миру: «не верю!», и предпринимает попытки жить дальше так, как будто ничего не случилось. Это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание и начать жизнь заново, он надеется на чудесное восстановление прежней жизни. Часто дети, находящиеся в детском доме говорят, что их завтра-послезавтра заберут, вот уже совсем скоро, даже если для таких слов нет никакой надежды на воплощение в реальность.

 

 

https://cdn-images-1.medium.com/max/1600/0*rjdmYTJYPBGosJql.jpg

2.    Злость

«Почему я? Это несправедливо!» «Нет! Я не могу это принять!»

Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, наше отрицание переходит в злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что-то в том, что с нами происходит. Что интересно, наша злость может быть направлена совершенно в разные стороны. Люди могут злиться на начальника, самих себя, даже Бога. В тяжелые экономические времена во всем винят экономику. Это вина правительства или топ-менеджмента — надо было все спрогнозировать и просчитать. Вы можете больше раздражаться на коллег или членов семьи. Вы обнаружите, что люди начинают цепляться к мелочам.

Кто-то чувствует ярость, которая требует действий -желание все крушить без страха, без оценки последствий. Через ярость человек может почувствовать свою силу.

Кому-то может казаться, что окружающие не понимают всей глубины горя и ведут себя неподобающе и даже кощунственно. На этой стадии может возникать ощущения изоляции, отделенности от других людей. Вряд ли будет полезно для переживающего горе, если окружающие люди будут активно успокаивать или переубеждать.

Что делать? Можно воспользоваться методом направленной фантазии. Договариваться, что ребенок будет представлять что-то в фантазии, но не делать этого в реальности. Если чувствует ярость, предложить представить, что бы он хотел сделать. Какой образ приходит в голову? И дальше подробно расспросить, чтобы картинка была максимально детализированной.

3.    Торг

«Только дай мне дожить до того, как дети окончат школу.»; «Я все сделаю, повремени пока? Еще несколько лет.»

Это естественная реакция. Попытка отложить неизбежное. Мы часто видим подобное поведение, когда люди переживают изменения. Мы начинаем торговаться, лишь бы отдалить перемены или найти выход из ситуации. Большинство сделок мы пытаемся заключить с Богом, другими людьми, с жизнью. Мы говорим «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни». В рабочих ситуациях некоторые начинают усерднее работать и часто остаются сверхурочно, пытаясь избежать сокращения.

4.    Депрессия (печаль)

«Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?»; «К чему попытки?»

Когда мы понимаем, что торг не дает результатов, приближающиеся перемены становятся реальными. Мы понимаем все потери, которые повлекут за собой перемены, и все, что нам придется оставить. Это толкает людей в состояние подавленности, депрессии, отсутствие энергии. Стадия депрессии часто заметна в рабочей обстановке. Люди, сталкивающиеся с переменами на работе, достигают состояния, когда они чувствуют себя демотивированными и крайне неуверенными в их будущем. На практике эта стадия характеризуется частым отсутствием. Люди берут больничные листы.

Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что-то изменить. Печаль и светлая пустота - это эмоциональное выражение окончательного расставания со старой картиной мира.

Можно более подробно расспрашивать об эмоциях, а также о том, что именно их вызывает — какие мысли и воспоминания. Может быть полезно, если горюющий не отказывается, обсуждать эти мысли и воспоминания. Бывает полезно спросить, как к этим мыслям отнеслась бы мама, как бы она утешила ребенка.

5.    Принятие

«Все будет хорошо»; «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому.»

Когда люди понимают, что борьба с переменами не дает результатов, они двигаются к стадии принятия. Это не счастливое состояние, скорее покорное принятие изменение, и чувство, что они должны с этим смириться. В первый раз люди начинают оценивать перспективы. Это как поезд, въезжающий в тоннель. «Я не знаю, что там за поворотом. Я должен двигаться по рельсам, Мне страшно, но нет выбора, Надеюсь, там есть свет в конце…»

Это может превратиться в креативное состояние, поскольку заставляет людей изучать и искать новые возможности. Люди открывают новое в себе, и это всегда здорово осознавать мужество, которое необходимо для принятия. Помните, Кюблер-Росс говорила, что мы колеблемся между стадиями. Однажды Вы чувствуете принятие, но потом за кофе на работе Вы слышите новости, которые отбрасывают Вас назад к стадии злости. Это нормально! Хотя она не включила надежду в список своих пяти стадий, Кюблер-Росс добавляет, что надежда — это важная нить, связующая все стадии.
 Эта надежда дает веру, что у изменений хороший конец, и что у всего происходящего есть свой особый смысл, который мы поймем со временем.

Это важный показатель нашей возможности успешно справляться с изменениями. Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец. Поддержка этой веры создает такой тип надежды или смысла, на который ссылается Виктор Франкль, и который поддерживает Кюблер-Росс. Использование этой модели дает людям успокоение — облегчение от того, что они понимают на какой стадии принятия изменения они находятся, и где были до этого.

К тому же это огромное облегчение — осознавать, что эта реакция и чувства нормальны, и не являются признаками слабости. Модель Кюблер-Росс очень полезна, чтобы определить и понять, как другие люди справляются с изменениями. Люди моментально начинают лучше понимать смысл своих поступков и осознавать, почему коллеги ведут себя определенным образом. Не все согласны с полезностью данной модели. Большинство критиков считает, что пять стадий сильно упрощают широкий спектр эмоций, которые люди могут испытывать во время перемен.

Модель также критикуют за допущение, что она может быть широко применяться. Критики считают, что далеко не факт, что все люди на земле будут испытывать одинаковые чувства и эмоции. В предисловии книги «О смерти и умирании» говорится об этом и упоминается, что это обобщенные реакции и люди могут давать им разные имена в зависимости от их опыта.

 

Упражнение, помогающее завершить переживание потери.

Сосредоточьтесь на воспоминании о человеке, который был для вас важен и с которым вы вынуждены были расстаться. Когда воспоминания и чувства придут, заполните словами, которые к вам придут, фразы, часть которых написана ниже.

Я прощаю себя …

Я прошу прощения у тебя за ….

Я прощаю тебя за …

Я благодарю тебя за …

Я с радостью и любовью отпускаю этого человека, потому что у него свое сознание, свой выбор и свой путь.

Я себе и этому человеку радуюсь, благодарю и желаю: «пусть все будет хорошо!»

Я здесь и сейчас есть живая радость живой любви и это мой выбор и путь.

Я себя люблю и принимаю как есть, т.к. моя жизнь сейчас – мое богатство и моя драгоценность.

 

Специфика переживания травмы детьми и практические рекомендации.

Итак, определение травмы – реакция человека на события, субъективно превосходящие защитные способности организма, то есть ситуация, угрожающая жизни или благополучию человека, с которой человек не в силах совладать, преодолеть и выйти победителем.

Исходя из этого определения, допускается, что одна и та же ситуация для одного человека оказалась травматичной, то есть превышающей возможности защиты, а для другого – нет, вплоть до того, что он вообще эту ситуацию не оценивает, как угрожающую.

Травма есть травма, пишет Питер Левин, и не имеет значения, что ее породило. Чтобы по-настоящему понять смысл этого высказывания, мы должны проникнуться мыслью о том, что человек может быть травмирован любым событием, которое воспринимается им как потенциальная угроза жизни. Такое восприятие может быть обусловлено его возрастом, суммарным жизненным опытом и даже темпераментом. Например, неожиданно раздающиеся громкие звуки, такие как громовые раскаты или гневная брань взрослых, могут травмировать младенца или даже ребенка постарше. Конечно, небесный гром или крики людей сами по себе вряд ли представляют угрозу чьей-либо жизни, и если они все-таки приводят к травмированию, то решающим фактором в этом становится индивидуальное восприятие, в свете которого они превращаются в угрозу, а также неспособность с этой угрозой справится.

Травма, в определении Питера Левина, состоит из болезненных и ослабляющих человека симптомов, которые возникают как последствия пропущенного через себя угрожающего жизни или запредельно тягостного опыта.

Как  происходит травматизация?

В переживании опасных ситуаций людьми много сходства с тем, как переживают опасность животные. За это отвечают даже те же отделы мозга, подкорковые структуры, которые у нас общие не только с млекопитающими, но даже с рептилиями.

Итак, возникает ситуация в жизни ребенка, например, случай насилия или побоев в кровной семье или ситуация, когда ребенка приходят изымать из семьи. Безусловно, такие ситуации переживаются ребенком как угрожающие его жизни или жизни близкого человека, и точно являются угрозой благополучию ребенка. Когда такое происходит, организм и психика мобилизуют энергию и силы на то, чтобы защититься от угрожающей опасности. Но чаще всего «спастись» не удается, истории в семье повторяются и ребенок, в конечном счете, оказывается в сиротском учреждении, не в его власти и силах остановить, прекратить происходящее. И тогда вся накопленная для защиты себя или кого-то из близких, но так и не израсходованная энергия, остается как бы «неразряженной», заблокированной в теле. Именно она и создает все многообразие травматических симптомов.

Есть травматические симптомы, наблюдаемые извне и есть те, которые проживаются самим травмированным человеком изнутри, вначале речь пойдет о внутренне ощущаемых симптомах:

Любая травматическая реакция включает в себя:

1.                Физиологическое возбуждение. Его суть - организмический механизм готовности сохранить жизнь. Это может быть  сверх-возбуждение и смысл его в том, что оно обеспечивает энергию для отражения опасности.

Проявления могут быть как физические:

·                     учащенное сердцебиение

·                     затруднения дыхания

·                     холодный пот

·                     мышцы напряжены

Так и психические:

·                     бег мыслей

·                     беспокойство

·                     хроническое волнение

Это возбуждение остается симптомом, если не находит разрядки: дрожь, вибрация, тепло волнами, углубленное дыхание, расслабление мышц, теплый пот. Разряжается возбуждение и приходит покой.

2.                Сжатие - это базовая защитная реакция, ее смысл в мобилизации и концентрации всех сил на одном единственном действии, на выживании. Ее задача - фокусировка телесная, фокусировка восприятия.

Проявления:

·                     Собранность, концентрация мышц.

·                     Сжатие на уровне сосудов.

·                     Переживание повышенной бдительности.

·                     Узкая зона видимости. Все зрение направлено в одну точку. Урезание этой зоны в сравнении с расслабленным.

·                     Физическое ощущения сдавливания.

3. Реакция диссоциации. Переживание, когда нарушается связь между психическим и телесным. Душа улетает из тела. Человек перестает ощущать связь между телесным опытом и эмоциями.

Эта реакция появляется при ситуациях сильной угрозы жизни. Насилие, хирургия, война. Временное отключение сознания при наркозе.

Суть этой реакции в потере чувствительности (это реакция диссоциации, а она формируется постепенно, может в детском возрасте, а у взрослого может проявляться в тех ситуациях, которые не обязательно очень острые), напряжение и дискомфорт.

Проявления:

·                     Разделение целостности тела.

·                     Теряется ощущение своего тела. Если Вы выполните упражнение «Телесное сканирование» из лекции, посвященной профилактике эмоционального выгорания, то можете обратить внимание на то, что разные участки тела ощущаются в разной мере ярко: где-то чувствительность больше, а в каких-то частях тела их почти нет или сложно уловить.

·                     Может переживаться как отлет за пределы тела.

·                     Не чувствует тела, а находится в фантазии

·                     Отключение осознавания.

 

Между чем и чем бывает диссоциация:

·                   Между сознанием и телом

·                   Между разными частями тела. Это разделение может проявляться как разделяющая граница: голова и тело ощущаются по отдельности или тело как будто разделено пополам на верхнюю и нижнюю половины.

·                   Идентичностью и эмоциями. Происходит отрицание своих чувств, мои чувства как будто и не принадлежат мне, не я их чувствую. Часто это отражается даже в том, как мы говорим, например, фраза «ты злишь меня» подразумевает, что хозяин моей злости кто-то другой, а со мной это просто происходит, я жертва злости, которую вызывает во мне другой. Сравните с «я злюсь на тебя».

·                   Между собой и воспоминаниями.

4. Реакция беспомощности. Это не просто психологическое ощущение, оно глубже, это состояние служит основой переживания симптомов беспомощности, целого комплекса из физических и психологических ощущений. Состояние ошеломления и шока.

·                     Замирание.

·                     Оцепенение.

·                     Неподвижность.

·                     Ничего невозможно сделать.

Все эти реакции нормальные реакции на ситуацию. Однако когда ситуация, в которой они были уместны, завершается, а человек продолжает жить так, как будто он все еще находится в травмирующей ситуации, это создает много проблем и сложностей, которые могут длиться долгие годы.

 

Упражнение 1.

Подходит для учеников начальной школы.

Ведущий:

«Сейчас мы займемся упражнениями по релаксации, которые помогут нам успокоиться и почувствовать себя лучше.

Каждый пусть сидит спокойно на стуле в самой удобной для себя позе и слушает».

Зачитать инструкции медленно и негромко:

«Закройте глаза, прислушайтесь к ритму своего дыхания.

Теперь освободите и расслабьте мышцы вашего тела, расслабьте ступни, ноги, кисти рук, всю руку, плечи, шею и лицо. Дышите очень медленно.

Мы отправляемся в путешествие. Медленно-медленно продвигаясь вперед, попытайтесь ощутить каждую мышцу и каждую кость вашего тела. Начните с рук. Пройдите мысленно внутри вашей правой руки от мизинца через все пальцы к локтю, оттуда к плечу – и в левую руку. Продолжайте мысленное путешествие внутри левой руки, от мизинца через все пальцы к локтю. Затем переходите в плечо. Поднимитесь в голову и там прогуляйтесь по направлению к волосяному покрову, ко лбу, к бровям и глазам, затем – губы и рот, затем подбородок и возвращение в шею и плечи. Войдите в полость грудной клетки. Обратите внимание на биение сердца, на сокращения сердечной мышцы, осторожно пройдитесь вокруг, прогуляйтесь в животе – что вы там чувствуете? В правой ноге дойдите до колена, лодыжки, пятки, ступни, пальцев, выйдите из пальцев и медленно-медленно вернитесь сюда».

 

Упражнение 2.

Особенно подходит для детей младшего возраста.

Оборудование:

Для каждого ребенка – чистый лист и краски.

Зачитать:

«Сейчас мы займемся упражнениями, которые помогут нам успокоиться и почувствовать себя лучше.

Каждый пусть сидит спокойно на стуле в самой удобной для себя позе и внимательно слушает мои указания.

Закройте глаза и легко сложите руки на животе.

Вначале – особое дыхательное упражнение. Сделаем глубокий вдох, как будто мы собираемся надуть шарик. Теперь задержим дыхание, и каждый постарается не дышать как можно дольше. Хорошо. Выпустите воздух как можно медленнее. Тихо-тихо... Выпуская воздух, можно тихо произносить: ааааа...

Сделайте глубокий вдох животом. Хорошо. Сделайте медленный-медленный выдох. Вдох и выдох – это ключ к спокойствию. Проделаем это снова. Теперь вы почувствуете себя хорошо и легко. Снова сделайте глубокий медленный вдох до отказа и медленно-медленно выпустите воздух из легких... Обратите внимание – с каждым разом это делается все легче и спокойнее, как будто напряжение вытекает наружу.

Снова наберите в живот воздуха, как будто это воздушный шарик... выдохните воздух... дайте животу опасть, как будто это пустой воздушный шарик. Сядьте поудобнее, пусть глаза остаются закрытыми. Можно закрыть глаза ладонями.

Я расскажу вам рассказ, а затем попрошу вас сделать кое-что».

Рассказывайте тихим, медленным голосом:

«Сегодня солнечный день. Прекрасный день. Не слишком жарко и не слишком холодно. Мы вышли на прогулку. Мы идем по большому лугу. Трава зеленая и приятная, а вокруг – полевые цветы. В воздухе разлит очень приятный запах.

Мы гуляем с удовольствием; вдали мы видим рощу. Каждый хочет дойти до рощи и оказаться в тени. Вот мы в роще, сидим в тени и отдыхаем.

Каждый снимает рюкзак и думает – какой сюрприз ожидает его в рюкзаке... Тот, кто уже увидел, услышал или почувствовал свой сюрприз, может тихо-тихо открыть глаза...

Теперь пусть каждый не торопясь нарисует свой сюрприз. Когда закончите, сможете рассказать о своем сюрпризе.

 

Упражнение 3.

Предназначается для учеников старших классов начальной школы.

Зачитать:

«Сейчас мы займемся упражнениями, которые помогут нам расслабиться.

Каждый пусть сидит спокойно на стуле в самой удобной для себя позе и внимательно слушает мои указания.

Закройте глаза и легко сложите руки на животе. Дышите глубоко и медленно...

Задержите дыхание так надолго, как только сможете... выпустите воздух так медленно, как только сможете.

Снова глубокий вдох... Обратите внимание на живот – он наполняется воздухом, как воздушный шарик... медленный-медленный выдох... Живот опадает, как пустой воздушный шарик.

Проделаем это снова... сейчас вы почувствуете себя лучше... снова глубокий вдох до отказа... выдох... Вдох и выдох – ключ к спокойствию.

Теперь представьте себе, что вы идете в самое приятное и веселое место на свете. Может быть, вы там уже когда-нибудь были, или только видели это место на картинке или в кино. Оно может находиться на морском берегу, на природе или в помещении. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь представить себе это место. Что вы видите вокруг? Почувствуйте приятные запахи вокруг... испытайте приятные ощущения, связанные с этим местом... постарайтесь остаться там в течение нескольких минут и получить как можно больше удовольствия от этого чудного места...

Почувствуйте ваше тело – в какой его части находится приятное ощущение? Сосредоточьтесь на ощущении. Постарайтесь усилить его и сохранить его еще на какое-то время. Теперь сфотографируйте место, чтобы иметь возможность туда вернуться, когда захотите.

Продолжайте дышать глубоко... потихоньку оставьте место, которое вы вообразили, начните постепенно возвращаться в нашу комнату, к своему столу, к стулу... медленно откройте глаза».

 

Четвертый теоретический блок курсов повышения квалификации ЦРМК

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

 

Характеристика стилей семейного воспитания  

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:  авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. 

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. 

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. 

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Какой бы из вышеперечисленных стилей  вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу "материнского" отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к "замещающему" мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль "главы семьи".

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом "умной Эльзы". Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем. 

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения "Что он не нужен такой, мама его не любит таким" при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице. 

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное "Мы". Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплеух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность - это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.  

У сензитивных (чувствительных) детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного "Я". Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык "неблагодарный", "доставляющий любимой маме столько огорчений", "предавший родительскую любовь" и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым  перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу. 

 


22.08.2018

Приглашаю:

Запишитесь на прием:


Имя*

E-mail *

Телефон *

Запишите на приём: *

Rambler's Top100