Психотерапевт Наталья Владимировна Карягина 8(926) 832 - 80 - 83

Главная - Статьи о психологической помощи и психологические статьи об отношениях. - Супервизия в психоанализе

Супервизия считается одним из трех краеугольных камней аналитического тренинга, наряду с теорией и личным анализом. Хорошая супервизия предоставляет безопасный контейнер для мышления, дает модель компетентности и вносит свой вклад в развитие профессиональной идентичности. 
 
Не только обучающиеся, но и опытные специалисты используют супервизию, поскольку она дает внешнюю точку зрения на терапевтические отношения и вводит в действие триангуляцию. Например, группаналитики используют супервизию с более опытным специалистом или с коллегами для нахождения «третьего глаза», необходимого для понимания сложной динамики в группах, а терапевты, работающие с нарушенными, первесными или  склонными к насилию пациентами, особенно нуждаются в специальном пространстве для размышлений для уравновешивание неизбежных атак на их психику. Эти супервизорские отношения, которые складываются после завершения тренинга и окончания личной терапии, требуют дополнительных навыков. Они могут сохраняться в течение многих лет и часто становятся чем-то особенным в матрице профессиональных отношений. 
Отличительной особенностью психоаналитической традиции является в ней отношение к супервизии: она нужна вовсе не только тем, кто еще не прошел тренинг и неопытен: супервизия является неотъемлемой компонентой непрерывного профессионального развития. 
 
Первыми групповыми супервизиями, по всей видимости, следует считать встречи, которые проводил Фрейд и его последователи по вечерам в среду в Вене на Бергассе, 19. «Общество среды», которое встречалось еженедельно с 1901 по 1906 год (потом оно стало Венским психоаналитическим обществом), считается первым документированным примером аналитической групповой психотерапии, однако, поскольку участники группы собирались вокруг Фрейда с явной целью обучения психоанализу и супервизии своих случаев, вполне уместно рассматривать эту историческую группу как первый документированный пример групповой супервизии. Члены группы представляли свои случаи, излагали свои идеи и обсуждали свои статьи с Фрейдом и другими участниками. Заключительные комментарии в каждой дискуссии всегда были оставлены Фрейду. 
 
Важно отметить, что суть супервизии была разделена с самого начала в соответствии с двумя основными потребностями супервизанта: обучение навыкам (то есть приобретение знаний и техник) и участие в личностно-профессиональном становлении терапевта. 
 
Начинающие психоаналитики, посещавшие встречи по средам, наверняка много получали от концептуализаций Фрейда  и его авторитетного руководства. Следуя идеям Кохута (1971) о решающей функции доступных и отзывчивых селф-объектов, можно утверждать, что активная и в чем-то харизматичная фигура Фрейда может быть очень важна для супервизантов на начальных стадиях их профессионального развития и служить важным инструментом в процессе становления терапевта. 
 
Тем не менее, некоторые авторы Берман (1999), Мак Кинни (2000) и др. считают предполагаемые знания аналитика и чрезмерно активную и авторитетную позицию супервизора препятствием к росту супервизантов. 
 

Поговорим подробнее, что концептуально происходит внутри супервизии, обратившись к концепции Биона.
Бион предложил концепцию ревери, определяя ее как составляющую психического функционирования матери в ее контейнирующем качестве. Он описывает это как состояние психики, в котором возможно переживание сноподобного течения ассоциаций, чувств и смутных мечтаний. Оно дает возможность матери ощущать эмоциональное состояние младенца и контейнировать его. Ее способность осуществлять такую функцию является трансформирующей для младенца и делает его чувства выносимыми и способствующими росту. 
 
Аналогичным образом в супервизии (особенно это касается групповой ее формы) происходит процесс порождения значимых мыслей и переживаний, созидаемых объединенными способностями членов группы и супервизора к ревери. 
 
Огден (1997, 2005) ссылается на концепцию ревери Биона, но подчеркивает обыденную каждодневную простоту содержания ревери. Он определяет ревери слудующим образом: «это смутные размышления, мечты, фантазии, телесные ощущения, ускользающие восприятия, образы, всплывающие в сознании в состоянии полусна…»
 
Согласно Огдену, сложности в обсуждении своих ревери с другими не обязательно вызываются болезненными чувствами или защитными механизмами. Скорее, они проистекают из нежелания раскрывать свой частный мир и избегания ощущения стыда, которым может сопровождаться такое раскрытие. 
 
Берман и Бергер полагают, что существует коллективное «ревери группы», которое совместно создается из сочетания личных ассоциаций (и ассоциаций на начальные ассоциации) членов группы в процессе обсуждения особенностей резонанса представленного материала во внутреннем мире каждого участника. 
 

Седлак (1997), подчеркивает основную черту супервизии не прошедших тренинг терапевтов – им сложно выносить эмоциональное напряжение своих контртрансферентных откликов, в особенности, в случае негативного трансфера.
 
Супервизанты, которые раньше проходили личную терапию, демонстрировали большую степень толерантности к внешней реальности и принятия собственных мыслей и чувств. В супервизорских группах часто встречается и требует обсуждения контртрансферентное давление «делать что-нибудь», а не только размышлять.
 
Иногда супервизанту сложно отказаться от своей базовой специализации в пользу психоаналитической традиции свободных ассоциаций, «свободного парения». Например, психиатры могут прибегать к оценке психического состояния склонных к суициду пациентов, а социальные работники вовлекаются в тревожную ответственность за внешнюю жизнь пациента. Арт-терапевты, психодраматисты начинают припоминать возможные методики, которые им кажутся подходящими для данного пациента, отвлекаясь от своего тяжелого контрпереноса, избегая формулирования своих фантазий, чувств или телесных ощущений. «Внутреннее отыгрывание» часто проявляется в тревожной смене терапевтической задачи – например, направлении пациента к другому специалисту. Хотя «начинающие» часто хорошо информированы о психоаналитических теориях, они лишь постепенно учатся чувствовать свою значимость как трансферного объекта во внутреннем мире пациента и осознавать, что их собственные переживания отчаяния и гнева в значительной степени порождены проективной идентификацией. 
 
Литература:
1. Матрица и ревери в супервизорских группах. Берман Э., Бергер М. Group Analysis, Vol.40, № 2, рр. 236-250
2. Анализ самости. Кохут Х., Когито-центр, 2003
3. Словарь психоанализа. Хиншелвуд Р., Когито-центр, 2007
4. Введение в работы Биона. Гринберг Л. и др. Когито-центр, 2007
 

24.01.2018

Приглашаю:

Запишитесь на прием:


Имя*

E-mail *

Телефон *

Запишите на приём: *

Rambler's Top100